Информация о аутизме, проблемы, особенности поведения и советы родителям.
Расстройства аутистического спектра (РАС) начинаются в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.
В большинстве случаев эти состояния проявляются в первые пять лет жизни. РАС часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием. У мальчиков аутизм диагностируется в три раза чаще, чем у девочек.
Причины РАС до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.
Способов вылечить РАС на сегодняшний день нет.
Однако поведенческая терапия и программы обучения для родителей и других лиц, обеспечивающих уход, могут ослабить затруднения в коммуникациях и социальном поведении, оказав положительное воздействие на благополучие и качество жизни личности.
Знаменитые аутисты
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: композитор - Моцарт; ученые - Эйнштейн, Ньютон, Кант, Сократ, Дарвин; художники- Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо; писательница - Агата Кристи.
Известные аутисты современности: мультипликатор- Сатоси Тадзири; футболист – Лионель Месси; джазовый музыкант- Дарек Паравичини; математик - Григо́рий Перельма́н.
В народе это состояние часто называют «Болезнь гениев». Аутисты- саванты наделены удивительной способностью запоминать цифры, факты, события, мельчайшие детали. Также они с легкостью могут проводить в уме сложнейшие математические вычисления.
Самый известный аутист современности – основатель корпорации «Microsoft» Билл Гейтс.
Самый умный савант-аутист Ким Пик. В 16 месяцев маленький Ким Пик с первого раза запоминал все книги, которые ему читали родители. И он не позволял перечитывать эти книги заново - они уже хранились в его памяти! Он знает все дороги США и Канады, имена всех профессиональных спортсменов. Знает всех актеров и актрис и их биографические данные. Ким не мог в обыденной жизни обойтись без посторонней помощи, ему помогали чистить зубы, одеваться, подниматься по лестнице. Ему трудно давались социальные навыки, хотя знания приходили очень легко.
Аутизм распространен независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни.
Особенности поведения и развития детей с аутизмом. Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития:
• У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не прижимается к матери, когда она берет его на руки, избегает прямого взгляда в глаза.
• Некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало.
• Дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки (качаться взад-вперед, трясти кистями рук, мотать головой).
• У некоторых детей отсутствует интерес к игрушкам или игрушки могут заменять бытовые предметы.
• Если ребенка с аутизмом оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет.
• Как правило, у ребенка с аутизмом практически отсутствует чувство опасности, он просто не осознает, что надвигающаяся на огромной скорости машина опасна для него. При этом он может бояться света, громких звуков или пылесоса.
• Такой ребенок не замечает, что происходит вокруг, игнорирует других людей, они отдают предпочтение одиночеству, а не играм со сверстниками.
• У ребёнка с аутизмом всегда имеет место ритуальное поведение (одеваться только в определённую одежду, есть определённую пищу, смотреть определённые мультфильмы).
Советы родителям. Для наиболее эффективного взаимодействия с детьми с аутизмом рекомендуется использовать правило 5 «не»:
- Не говорите громко;
- Не делайте резких движений;
- Не смотрите пристально в глаза ребёнку;
- Не обращайтесь прямо к ребёнку;
- Не будьте слишком активным и навязчивым.
1. Будьте последовательны в действиях. Соблюдение единства требований дома и на занятиях со специалистами влияет на успех ребѐнка.
2. Сделайте жизнь ребёнка понятной для него и предсказуемой. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно, необходимо составить расписание и чётко ему следовать. В случае изменения привычного плана нужно заранее подготовить к этому ребёнка.
3. Хвалите ребёнка за хорошее поведение. Поощряйте его сразу, как только он выполняет инструкцию или применяет новый навык. Эмоциональная награда поможет быстрее сформировать у ребёнка нужное поведение.
4. Создайте ребёнку его личную зону, где он сможет побыть один.
5. Изучите сенсорные особенности ребёнка. Выясните, какие звуки неприятны вашему ребенку, а какие наоборот его успокаивает. Зная это, можно предотвратить негативные реакции. Степень улучшения поведения и развития Вашего ребенка зависит от той поддержки, которую Вы ему оказываете.