Как бороться с очередями при записи детей в первые классы, почему школьная система «не гуманна», какие условия для образования детей-инвалидов есть в Карелии и разумно ли переносить сроки строительства коррекционной школы? Эти и другие вопросы мы обсудили с уполномоченным по правам ребенка в регионе Геннадием Сараевым.

 Институлизация детей-инвалидов — хорошо или плохо?

— А что у нас с образованием для детей с ограниченными возможностями? Все ли условия есть в Карелии?
— Для детей с ограниченными возможностями у нас есть три подхода. Первое — инклюзия, к которой у нас, в первую очередь, не готовы сами родители детей-инвалидов. Они боятся, что ребенка будут обижать, что он не справится. Также не готовы школы — ни родители других детей, ни учителя, ни дети. К тому же у нас нет безбарьерной среды. Я, например, недавно разбирался с проблемой в одной из школ и просил, чтобы организовали обучение ребенка с ДЦП на первом этаже. Ему приходилось подниматься по лестнице на третий, что было тяжело.
Второй подход — у нас есть коррекционные классы. Ребенок обучается не в обычном классе, как и должен бы по идее, у нас ведь все равны, а в специальном. Это особый класс, там меньше детей и возможно сопровождение детей учителем. Третий вариант — коррекционные школы, когда детей исключают из общества. На мой взгляд, такая институлизация детей не приводит к хорошему…
 
«Школу-интернат нужно строить сейчас»
— У нас в Карелии как раз бурно обсуждается строительство такой школы-интерната для детей-инвалидов. Родители выступили против возведения учреждения в Соломенном, хотят переносить сроки несмотря на все риски потери денег, выделенных из федерального бюджета. Вы тоже были на совещании по этому вопросу. Что думаете по этому поводу?
 
— На мой взгляд, очень странная ситуация. Небольшая группа родителей пытается навязать решение по строительству школы там, где они считают нужным. Интересен тот факт, что эти активисты думают только куда бы они уже сегодня отправили учиться своего ребенка. Однако школа будет построена не раньше 2022 года. При этом она будет возведена не на один год, а на десятилетие. Нам неизвестно, что произойдет с городом через 10 лет, как будет развита инфраструктура и какая часть города станет наиболее перспективной. Стратегического планирования в этом подходе родителей я не вижу. Понимаю, если бы у нас уже был утвержден Генплан Петрозаводска и мы бы были уверены, что есть другие свободные участки… Но он будет утвержден не ранее 2021 года. Как я выяснил, на сегодняшний момент есть только единственная возможная территория для строительства данной коррекционной школы — участок между аэропортом и Соломенным.
 
Следующий момент — сегодня деньги на школу есть, но они особенные и не вошли ни в один национальный проект. Если мы сегодня от них отказываемся, то, по сути, потом мы их нигде не найдем. Коррекционной школы может не быть, если сейчас не направить эти средства на ее строительство. Помимо этого, устаревшие условия в сегодняшних школах-интернатах не устраивают родителей и самих детей, поэтому нам крайне необходимо новое коррекционное учреждение.
 
Я состою в рабочей группе по этому вопросу, в последнюю нашу встречу мы обсуждали вопрос анкетирования… Кстати, именно на рабочей группе я увидел достаточно серьезные нарушения интересов детей в части организации подвоза в коррекционные школы. По некоторым случаям нужно разбираться серьезно. Транспорта мало, дети едут до учреждения очень долго через весь город, а такого быть не должно. Нужно перестроить маршрут. Этот вопрос уже решаем.