Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. Важно понимать, что в общении и взаимодействии с людьми, можно столкнуться с таким видом нарушений и в этом случае не следует теряться, а продолжать строить диалог, учитывая следующие рекомендации.
Среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных.
О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи. Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью.
Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.
Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.
Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).
Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).
Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.
Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. При общении с данной категорией людей важно это знать и учитывать во взаимодействии.
11 июня в Минсоцзащиты Карелии подписано соглашение о сотрудничестве между интернатом «Черемушки» и «Березовским психоневрологическим домом-интернатом» из Республики Беларусь. Оно подразумевает организацию и проведение совместных мероприятий, встреч, тренингов в целях улучшения социального обслуживания граждан. Встреча состоялась благодаря успешному взаимодействию Республики Карелия и Республики Беларусь в рамках соглашения между Министерством социальной защиты и Комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского областного исполнительного комитета.
Во время рабочей встречи министр соцзащиты Карелии Ольга Соколова познакомила коллег с региональным опытом предоставления социальных услуг, доступных в различных формах. Среди них – стационарное, полустационарное, надомное обслуживание и др. Специалисты сравнили подходы в работе. Особый интерес вызвала система долговременного ухода за пожилыми и инвалидами, которую реализуют в Карелии с 2023 года благодаря национальному проекту «Демография». Напомним, внедрение системы на территории республики началось с 4-х пилотных районов – Прионежского, Олонецкого и Кондопожского, а также Петрозаводского городского округа. В Минсоцзащиты республики отметили, что система долговременного ухода должна будет перейти из режима пилотного проекта в гарантированную норму.
После подписания соглашения делегация из Республики Беларусь посетила интернат «Черемушки» в Кондопожском районе, где их познакомили с организацией работы социального учреждения, показали «Центр ремесел», изделия, изготовленные руками получателей социальных услуг, а также представили кукольную постановку о Петре I.
Более подробную информацию Вы сможете узнать здесь.
Сегодня, когда многие регионы России уже начали реализацию доступной среды для маломобильной группы населения, стоит задуматься о культуре взаимодействия с данной категорией людей. Сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, многие начинают теряться и чувствуют некоторую неловкость.
Одним из важнейших моментов помощи и сопровождения является выстраивание конструктивных взаимоотношений. Вашему вниманию предлагаются рекомендации по взаимодействию с людьми имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья, которые состоят из общих рекомендаций и рекомендаций по отдельным категориям людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Общие рекомендации:
- Не сосредотачивайтесь на инвалидности
- Не делайте сенсации из инвалидности, говоря "страдающий", "калека", "жертва"
- Подчеркивайте способности, а не ограничения
- Не изображайте успешных людей с инвалидностью срехлюдьми
Скоро Вы узнаете правила этикета при взаимодействии с отдельными категориями людей с ОВЗ.
Страница 26 из 173